Больше, чем мифологизированный Корпорация монстров, первый кукольный полнометражный фильм, произведенный в Мексике (благодаря студии Cinema Fantasma), вызывает воспоминания о старом любимом фильме из 80-х: Маленькие монстры. Точно так же, как и этот фильм с Фредом Сэвиджем, сценаристы-режиссеры Лос Эрманос Амбриз (Артуро и Рой) создали способ соединить реальность с кошмаром, чтобы человек мог принять шалости, тайну и ужас второго, который первый отвергает. Таким образом, действие Я — Франкельда, действие которого происходит в XIX веке, рождается из мозга молодой женщины (Франсиска Имельда в исполнении Миреи Мендосы) как проявление ее стремления стать писателем ужасов — мечты, которая встречает значительное сопротивление со стороны издателей, общества и семьи.
Ее единственный фанат? Принц Херневаль (Артуро Меркадо мл.) из царства ночных кошмаров Топус Террентус. Как и его королевские родители, он был рожден защищать их дом, играя на струнах паучьего дерева их замка и внушая страх спящим человеческим умам. Это симбиотические отношения, существующие с тех пор, как старый монстр осмелился покорить реальный мир, только чтобы быть побежденным великим Цеймутом (Карлос Сегундо). Это была глупая жажда власти: призраки не могут существовать без человеческой веры, которая дает им жизнь (вспомните Тинкербелл), и реальность никогда не должна стремиться уничтожить призраков, когда кошмары играют важную роль в воображении, переработке травмы и прогрессе.
Признаем, что в начале фильма достаточно много экспозиции, но все быстро встает на свои места, чтобы драма второй половины могла развиваться без обременений. Суть в том, что родители Херневаля угасают в своей попытке поглотить как можно больше разрушения их мира. Хотя они осознают причину, политика и хрупкий мир между Семью Кланами обеспечивают то, что доказательства остаются неуловимыми. Прокруст, Королевский Ночной Кошмарщик (Луис Леонардо Суарес), слишком хитроумен, чтобы позволить раскрытию своей orchestratsii их гибели. Он плохо исполняет свою работу, обвиняет легко нацеленного общего врага и выставляет себя единственным человеком, способным восстановить бывшее величие. Звучит знакомо?
В результате мы получаем резонирующие и своевременные темы. Пропагандируемая дезинформация Прокруста сеет семена того, что человечество виновно в их бедах, когда на самом деле это его творческий банкротство не может напугать их необходимыми уровнями страха. Это приводит к плагиату по праву (посмотрите обсуждение генеративного ИИ), поскольку Прокруст обещает шедевр, который его таланты никогда не могли бы создать, прежде чем выставляет себя, чтобы украсть и использовать чужую работу в своих планах. И он делает это, понижая уровень прогресса, чтобы вновь консолидировать власть, которую время перераспределило от него. Это то же самое подавление, с которым Франциска боролась всю свою жизнь: угнетающий консерватизм, рожденный завистью, который стремится уничтожить мечты, которые он никогда не смог бы вызвать сам.
Это старая гвардия изо всех сил пытается сохранить свою актуальность, пока новая гвардия готовится взять верх. Независимо от того, как началась связь между Херневалем и Франциской, их связь является ключом к спасению обоих видов и, таким образом, источником силы, необходимой для восстановления их миров. Ему нужны истории ее царства, которые она считает «низким искусством», чтобы вызвать страх, который Прокруст совершенно не способен доставить (отсюда его поворот к покорению реальности силой). Ей нужна его преданность и поддержка, чтобы возродить страсть и веру в себя, которые привели ее к тому, чтобы стать женщиной, опережающей свое время дома, и невероятным спасителем за границей. Им нужно только ослабить хватку Прокруста, чтобы сделать это.
Психологическую и эмоциональную войну сложно вести. Особенно для оптимистично чистосердечных. Херневаль так верит в победу правды, что не может представить, на какие крайности готов пойти Прокруст, чтобы рискнуть всем ради себя. Он не понимает, насколько эффективны ненависть и жадность в разрушении системы демократии изнутри, просто опуская несколько важных деталей из полуистин; смотрите на тактику «сожженной земли» Америки, которая всегда радикализирует больше врагов, чем побеждает, чтобы продолжать индукцию населения в ненависть, необходимую для получения прибыли из замкнутого цикла. Спасение жизней никогда не будет столь привлекательным, как насильственные восстания против собственных интересов.
То, что все это происходит на фоне кукольного мюзикла, лишь подчеркивает актуальность Я — Франкельда как произведения, готового сказать правду власти, одновременно предоставляя заразительный уровень развлечения. Быть учениками Гильермо дель Торо, безусловно, помогает в этом отношении — нет никого лучше, кто может объединить социальный комментарий с жанровыми триллами. И хотя финал может показаться попыткой продать потенциал франшизы, на самом деле это просто оставляет нарративное открытие к минiserial Книга спуков Франкельды студии 2021 года, для которого он служит приквелом. Это проект, стоящий на первом месте в рассказе, использующий все свое распоряжение для очарования, развлечения и вдохновения с запоминающимися песнями, трехмерными персонажами и безупречным мастерством.
Оставайтесь на за кулисами во время титров, чтобы полностью понять масштаб искусства. Мы видим члена команды, сидящего под лестницей замка, и двухголовый, птицеподобный вождь клана оказывается выше своих аниматоров и почти в два раза длиннее, позволяя куклам человека-сова Херневаля и прозрачному сознанию Франциска летать вокруг него во время кульминационной битвы. Постепенное разложение Короля и Королевы в промокшем набивном материале гениально, а дизайн персонажей с элементами ужасов превосходит, опираясь на гротескное топливо для ночных кошмаров Темный кристалл, оставаясь при этом в пределах миловидной отделки Кошмар перед Рождеством. Запишите меня на все, что будет дальше.
Я — Франкельда был представлен на Международном кинофестивале Фантасия 2025 года.
Пост